Апэ (2020)
Karolina Dutka, Valentin Sidorenko
Вечером каждой пятницы учительница биологии Елена приходит на берег реки, чтобы покормить рыбок печеньем. Так было много лет, пока однажды она не наткнулась на круглый, вытянутый предмет, закутанный в рыбацкую сеть.
Он переливался разными цветами, а приложив ухо, можно было услышать слабый звук изнутри этого сокровища, словно кто-то стучит ложкой по коре дерева. Ко всем своим достоинствам, вещь была абсолютно бесполезна. Женщина даже пыталась продать ее на блошином рынке, но покупатели только внимательно рассматривали предмет и прислушивались. Оно долго пылилось в теплой квартире Елены, пока из него не вылупилось бирюзовое существо.
В детстве, папа Елены любил рассказывать девочке про вымерших существ. Около трёхсот миллионов лет назад на берегу реки Днестр, протекающий через Молдову, обитал особенный вид амфибий — Labyrinthodontia Buccellatum. Ни то водные, ни то земные, это были очень скрытные животные, поэтому их мало кому удавалось увидеть. Со временем численность вида сокращалась, пока они не исчезли совсем.
Именно этот вид и попал в руки Елены. В первые дни оттенки кожи амфибии менялись от фиолетового до рыжего, одна нога стала синей, а пальцы были серые, как песок. Елена провела обследование организма земноводного, в результате которого внутри его брюха было обнаружено три велосипедных колеса, четыре ржавых судна, и одна хлопушка для ковров. Как следствие — отравление тяжелыми предметами и лихорадка.
Женщина стала заботиться о нём: она научила его шить, расчесываться и доедать крошки после еды. Елена дала подкидышу имя — Apă áпэ, что по-молдавски значит “вода”. Елена верит, что все мы вышли из воды. Теперь, по пятницам, они вместе собирают мусор на берегу реки, и возможно, однажды найдут новое яйцо.
Свою совместную работу мы посвятили реке Днестр, которая берёт начало с гор Карпат и впадает в Чёрное море. И конечно, она кишит проблемами: чрезмерная добыча песка, заброшенные суда, наводнения, размывающие мусорные свалки. Прочесав прибрежные зоны в поисках локаций для съемок, мы поняли, что нужен художественный проводник, связанный с рекой. Заглянув в красную книгу Приднестровья, мы нашли вид в статусе EN – вымирающий – Кувшинку Белую, от которой начали отталкиваться в создании персонажа. Так же, мы часто ходили по блошиному рынку, чтобы найти материалы для костюма и мира героя, где познакомились с Еленой Николаевной, бывшей учительницей биологии в школе. Елена поделилась с нами, что во время изоляции она осталась одна, и всё это время вязала ковры.
Скупив у нее почти все коврики и смастерив костюм мы начали снимать пробы. Но в какой-то день у нас украли весь реквизит, когда он в количестве сорока штук сушился во дворе, на бельевой веревке. Как ни странно, это развернуло ход наших мыслей на 180 градусов. В этой истории не хватало связи. Почему именно ковры, кроме того, что они похожи на волшебные кувшинки? И мы снова пришли к Елене, под предлогом купить ещё что-нибудь, но на самом деле мы хотели предложить ей принять участие в этой авантюре. Попробуйте объяснить пожилой женщине, какие сумасшедшие концепции у вас в голове и почему они такие важные. Именно поэтому мы выбрали формат сказки. Мы предложили Елене Николаевне вместе придумать историю. И она согласилась. Ещё дала список литературы, и посоветовала пойти в Дом творчества.
Было бы легче сделать из истории с социальной темой манифест или пропаганду. Мы хотели сохранить ироничный тон и интимное отношение к реке. Мы погрузились в судьбу женщины, в её фотографии. Концептуальная сторона дела в этой теме была важна: ковры делаются из старых вещей, то есть это чистый процесс переработки. Но важнее было другое – связь двух миров. В одном мире мы буквально стоим на ковре, не подозревая, что в другом – это может быть живой, сакральный объект.